Из истории создания Карагандинского областного маслихата

ИЗ ИСТОРИИ

Карагандинского областного маслихата


Областной маслихат I cозыва (1994-1999г.г.).


10 декабря 1993 года Верховный Совет республики принял Закон РК «О местных представительных и исполнительных органах Республики Казахстан», который внёс существенные изменения в название и структуру местных государственных органов. Представительные органы стали называться маслихатами, а местные исполнительные органы – местной администрацией во главе с акимом. Маслихаты и администрации объединились под общим названием «местные органы государственного управления».

Таким образом, произошла не просто смена названий местных представительных органов, но коренным образом изменилась их суть. В отличие от местных советов, которые формировались на всех уровнях территориального управления, маслихаты-собрания депутатов избирались только в областях, районах и городах областного и республиканского значения и столице. В городских районах, в поселках, аулах, сёлах, аульных (сельских) округах они не создавались.

Маслихаты-собрания депутатов фактически были признаны государственными органами, представляющими волю местного населения и осуществляющими свою деятельность самостоятельно, в пределах своей компетенции и не связаны отношениями соподчинённости по вертикали.

Пункт 1 статьи 86 новой Конституции РК 1995 года гласит: «Местные представительные органы - маслихаты - выражают волю населения соответствующих административно-территориальных единиц и с учетом общегосударственных интересов определяют меры, необходимые для ее реализации, контролируют их осуществление». Основной Закон РК определил основы местного государственного управления, к которому отнесены местные представительные и исполнительные органы, раскрыл их социальную роль и функции, изменил название местных представительных органов (вместо «маслихаты-собрания депутатов» просто «маслихаты») и срок их полномочий (вместо пяти лет они избираются на 4 года), создал предпосылки для принятия специального закона, регламентирующего их статус.

7 марта 1994 года в Республике Казахстан состоялись выборы в местные представительные органы – маслихаты-собрания депутатов первого созыва (1994-1999 г.г.). Это были первыми, по-настоящему конкурентные выборы в стране. В Карагандинской области было образовано 45 избирательных округов, и избрано соответствующее количество депутатов. Первая сессия областного маслихата-собрания депутатов первого созыва состоялась 30 марта 1994 года. Секретарем областного маслихата-собрания депутатов сессия единодушно избрала депутата Агибаева Серика Карибаевича, многие годы проработавшего в представительных и исполнительных органах, обладавшего большим опытом работы и жизнелюбием, авторитетом среди населения области, особенно среди сельчан. Он сумел организовать работу представительного органа, скрупулезно вникал в суть каждого вопроса и детально анализировал проблемы, уделял должное внимание коллективной выработке единого мнения по их решению.

Состав депутатского корпуса достаточно широк и разнообразен. Среди них – бизнесмены, руководители крупных предприятий, работники транспорта и связи, сельского хозяйства, здравоохранения, науки, образования и культуры, профсоюзные деятели и др. Многие из них успешно реализовали себя в бизнесе, внесли немалый вклад в экономику и социальную сферу г. Караганды.

Сессия образовала 5 постоянных и ревизионную комиссии, избрала их руководителей. Пристальное внимание депутаты уделили планированию работы депутатского корпуса. Председатели постоянных комиссий с учётом состояния общественно-политической обстановки в стране, области, наметили конкретные вопросы, касающиеся проблем социально-экономического развития региона, выработали методику рассмотрения и утверждения областного бюджета и контроля над увеличения его доходной части и исполнением областной казны, поставили задачу обеспечения её социальной направленности. Естественно, в процессе работы представительного органа в его перспективные и текущие планы работы были внесены соответствующие дополнения и изменения.

Депутаты с большой ответственностью подошли к разработке Регламента работы областного маслихата-собрания депутатов. Были споры, противоречивые взгляды на проекты его положений. Проект Регламента, выработанный депутатской комиссией, был представлен членам постоянных комиссий областного маслихата-собрания депутатов. Поступившие замечания и предложения депутатская комиссия изучила, проанализировала и обобщила. Характерной особенностью предложений депутатов стало требование соблюдения дисциплины: было предложено «в случае неявки депутата на сессию последний должен заблаговременно сообщить в аппарат маслихата».

В целом Регламент не выходил из рамок действующего законодательства и предусматривал, прежде всего, строгое соблюдение «правил игры» в условиях разграничений полномочий двух ветвей власти. В Регламент областного маслихата последующих созывов по мере внесения в законодательные акты изменений, дополнений будут, в свою очередь, внесены соответствующие поправки.

Закономерно, что в поле зрения депутатов находились проблемы экономики. На рассмотрение сессий были внесены вопросы состояния экономики региона и первоочередные задачи главы администрации, информации о положении дел в угольной отрасли области, о социально-экономическом положении в связи с реорганизацией угольной промышленности, о состоянии развития агропромышленного комплекса, проблемы оздоровления экологической обстановки в регионе.

Обсуждение этих вопросов свидетельствует не только о сложности, актуальности проблем того времени, но и о том, что некоторые депутаты еще не осознавали, что главная задача заключается не в распределении, а в создании условий для формирования рыночных отношений. Ради обьективности следует сказать, что на отдельных сессиях принимались решения о повышении заработной платы, не обеспеченные финансированием социальных программ, а органы исполнительной власти несли ответственность за их выполнение в условиях дефицита бюджета, попадали под огонь критики. Большинство депутатов постепенно, в процессе работы приходили к мысли, что в новых условиях маслихаты как новая форма представительной власти должны выполнять уже иную функцию.

Особенностью работы депутатов областного маслихата первого созыва заключалась в том, их деятельность проходила в условиях начала строительства нового, молодого независимого государства – Республики Казахстан, реализации национальной программы разгосударствления и приватизации. В этот период в ходе переустройства экономики и социальной сферы возникало много трудностей и проблем,наблюдался сильный спад производства и рост инфляции. Среди определенной части населения возникали серьёзная тревога, беспокойство, волнения, выразившиеся в виде митингов и пикетов. Однако депутаты нового представительного органа не дрогнули и были на высоте государственных задач, проявили себя активными сторонниками Президента РК Н. А. Назарбаева, его курса на реформы и преобразования.

В мае 1997 года издан Указ Президента РК «О дальнейших мерах по совершенствованию административно-территориального устройства Республики Казахстан», в соответствии с которой изменены границы Карагандинской области. В ее состав включена территория Жезказганской области. Согласно Закону РК от 19 июня 1997 года «О системе местных представительных органах в условиях изменений в административно-территориальном устройстве Республики Казахстан» депутаты областного маслихата бывшей Жезказганской области сохранили свои полномочия и явились депутатами Карагандинского областного маслихата.

На XVIII сессия областного маслихата от 17 июля 1997 года секретарем Карагандинского обьединенного маслихата избран депутат Досмагамбетов Султан Капарович, 35-летний депутатский стаж которго оказал немалую услугу областному депутатскому корпусу в те нелёгкие времена. Как юрист и экономист, как опытный руководитель он блестяще сумел организовать работу депутатского корпуса нового состава.

Анализ рассмотренных на сессиях, заседаниях постоянных комиссий вопросов показывает, что широкий спектр рассматриваемых проблем свидетельствует о большом внимании депутатов ко всем сторонам жизни области. В своей работе депутаты руководствовались главным предназначением – представлять интересы людей, избирателей, достигать баланса этих интересов, и это притом, что порой встречались пробелы в правовом поле и законодательных процедурах, отсутствовало взаимопонимание среди некоторой части депутатов.

Работа областного маслихата, постоянных комиссий, депутатов, аппарата, принятые решения сессий и постановления постоянных комиссий и проведённая по их исполнению деятельность представительных и исполнительных органов, хозяйствующих субъектов и общественных организаций, преприятий и учреждений области сыграли большую роль в осуществлении в регионе курса коренных преобразований, углубления реформ, демократизации, идейной консолидации, политической и экономической стабилизации, общенационального согласия, в осуществлении положений и установок, содержащихся в жегодных Посланиях Главы государства.

В работе областного маслихата депутатов первого созыва были и сложности. Некоторые из депутатов имели смутное представление о своей деятельности, хотя в превыборных программах они поддержали идеи реформирования общества, ускоренного осуществления социально-экономических преобразований.

Путем поиска, методом проб и ошибок депутаты первого созыва совершенствовали свою работу, учились по-новому оценивать конкретную политическую ситуацию, постепенно выходили на конструктивный путь, обеспечив тем самым задел, предпосылки для более продуктивной работы будущих созывов областного маслихата. Справедливости ради следует отметить, что первый созыв областного маслихата свою задачу выполнил.

Годы первого созыва маслихатов области можно охарактеризовать тем, что основная задача перехода к демократии в принципе была решена, хотя впереди ещё предстоял долгий процесс консолидации демократических структур и их совершенствования. Депутаты маслихатов внимательно отслеживали деятельность Парламента РК, учились работать с исполнительной властью в одном режиме.


Областной маслихат II cозыва (1999-2003г.г.).


10 октября 1999 года состоялись выборы областного маслихата второго созыва. Выборы состоялись на альтернативной основе. На 42 депутатских мандата претендовали 187 зарегистрированных кандидатов, или в среднем 4 человека на 1 место. Во время голосования за ходом избирательного процесса наблюдали 3,5 тыс. наблюдателей от кандидатов в депутаты, от политических партий, общественных объединений и др.

В состав депутатов второго созыва (1999-2003 г.г.) были избраны восемь депутатов из предыдущего созыва Это депутаты Агибаев С, К., Адамбекова Х. И., Адекенов С. М., Бойко Д. М., Борчашвили И. Ш., Кенжетаев Н., Нижебовский В. Р., Омарбеков М. О.

Секретарем областного маслихата избран депутат Медиев К.М. Человек большой работоспособности и гражданской активности, он в условиях отсутствия в представительных органах вертикального подчинения направлял работу депутатского корпуса, его аппарата на постоянное повышение роли и авторитета областного маслихата.

На первой организационной сессии с речью выступил аким области Мухамеджанов К.Е. Он, в частности, сказал:

- Всё позитивное, что нам удалось сделать за прошедшие годы, достигнуто при поддержке и активном участии депутатов областного маслихата предыдущего, первого созыва, в тесном взаимодействии представительных и исполнительных органов. Рассчитываю на вашу поддержку, понимание и в дальнейшем.

Далее глава региона изложил программу областного акимата по решению насущных проблем. Самое главное, отметил он, привести в систему работу областных организаций в оказании помощи по стабилизации положения на промышленных предприятиях. Необходимо было решить три задачи: работающим предприятиям помочь в наращивании объёма производства и полного освоения производственных мощностей; обеспечить устойчивость в работе предприятий, находящихся в начальной стадии возрождения; проведение процедуры реабилитации оставшихся предприятий.

Анализ вопросов сессий, принятых по ним решений показывает, что областной депутатский корпус в своей деятельности взял курс на достижение конкретных результатов в проводимой реформе, на оживление и устойчивый рост экономики, улучшение социального положения населения области, на поиск новых форм и методов работы депутатского корпуса.

Для рассмотрения отдельных проблем на сессиях и заседаниях постоянных комиссий, изучения на местах общественно значимых вопросов создавались временные рабочие группы с привлечением депутатов маслихатов всех уровней, отраслевых специалистов, научных работников, представителей общественных организаций и др. Перед основными докладами и его обсуждением для участников сессии демонстрировались видеоролики по рассматриваемой тематике, что дало возможность рассмотреть проблему во всех её аспектах.

В новый, переходный период к рыночным отношениям депутатский корпус обратил внимание на развитие экономики региона именно в свете Законов РК «О естественных монополиях» и «О недобросовестной конкуренции», сложившуюся ситуацию в коммунальной сфере показывает, в частности, в тарифной политике и др.. Депутаты направили в Парламент страны изменения и дополнения в антимонопольное законодательство. В июне 2000 года во исполнение решения сессии постоянная комиссия по промышленности, строительству, транспорту и коммунальному хозяйству провела публичные слушания по вопросам соблюдения руководителями хозяйствующих субъектов независимо от форм их собственности антимонопольного законодательства. Главе областной администрации, руководителям хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности были направлены рекомендации областного представительного органа по дальнейшему совершенствованию их работы в рамках строго соблюдения действующего законодательства.

Всё возрастающее внимание было уделено реформированию сельского хозяйства, поддержке и социальной защите сельчан. Обеспечению постприватизационного контроля.

Был предложен ряд мер для формирования социальной сферы, цивилизованного рынка коммунальных услуг, системы выплаты пенсий и пособий, оказания ветеранам и инвалидам войны помощи продуктами питания, поддержки развитию образования, культуры, здравоохранения, дальнейшего совершенствования кадровой политики с учётом конкретной ситуации.

В переходный период тематика рассматриваемых на заседаниях постоянных комиссий вопросов отличается разнообразием – это «О состоянии и мерах по развитию малого предпринимательства в области», «О проекте индикативного плана социально-экономического развития области на 2002 год», «О ходе выполнения Указа Президента РК, имеющего силу закона, «О порядке рассмотрения обращений граждан», «О проекте региональной комплексной программы «Здоровье народа» в Карагандинской области на 2001-2003 годы», «О проекте региональной программы функционирования и развития языков в Карагандинской области на 2001-2003 годы», «О проекте региогнальной молодёжной политики Республики Казахстан на 2001 год» и др.

На рассмотрение постоянных комиссий были также внесены локальные программы поддержки и развития крестьянских (фермерских) хозяйств области на 2002-2005 годы, комплексная программа развития жилищно-коммунального хозяйства области, ход выполнения решения IX сессии областного маслихата по установке приборов учёта коммунальных услуг, выполнение программы ремонта и содержания автомобильных дорог в 2001 году и задачах на 2002 год, перспективы развития в Караганде электротранспорта, "О состоянии и мерах по укреплению охраны, общественного порядка и усилению профилактики преступности в области", «О состоянии и мерах по содержанию жилья, его ремонта, благоустройства, об орошении земельных угодий, о работе налоговых служб. Активно практиковалось заслушивание информаций начальников областных управлений.

В рамках действующего законодательства была сформирована и действовала депутатская группа «Законность, равенство, достоинство», объединившая в своих рядах почти четверть депутатского корпуса. Программа депутатской группы ставила перед собой задачи защиты установленных Конституцией и законами РК прав и свобод граждан, введение в законодательном порядке выборности акимов, участие в анализе проектов законов и подготовка поправок, дополнений к ним.

Особенностью работы депутатского корпуса второго созыва стало участие депутатов в комиссиях областных управлений, департаментов, комитетов, агентств. Являясь членами экспертных, тендерных и других комиссий, депутаты с учётом общественного мнения по тем или иным проблемам положительно влияли на принимаемые решения и заключения. Депутаты активно работали в профильных комиссиях антимонопольного департамента, отстаивали интересы избирателей в вопросах формирования тарифной политики на коммунальные услуги В результате вмешательства депутатов антимонопольному департаменту удалось добиться снижения тарифа на электро и - теплоэнергию, холодную и горячую воду.

Продолжилась практика регулярного проведения семинаров депутатов областного маслихата, секретарей городских, районных маслихатов по тематике, предложенной депутатами, секретарями и председателями ревизионных комиссий горраймаслихатов.

Депутаты областного маслихата обращали должное внимание работе с жалобами и заявлениями избирателей. В областной маслихат поступало немало слов благодарности в адрес депутатов за оказанную нам помощь в защите прав потребителей. Благодаря усилиям депутата пенсионеры имеют возможность вносить малые суммы по оплате за тепло, пожелания депутатам областного маслихата здоровья, успехов в выполнении наказов избирателей».


Областной маслихат III cозыва (2003-2007г.г.).


20 сентября 2003 года состоялись выборы 42-х депутатов областного маслихата третьего созыва (2003-2007 г.г.). На первой организационной сессии секретарем областного маслихата вновь был избран депутат Медиев Сессия образовала 4 постоянные комиссии: по бюджету и финансам, постоянная комиссия по промышленности, строительству, транспорту, коммунальному хозяйству, аграрным вопросам и экологии, постоянная комиссия по социально-культурному вопросу и социальной защите населения, постоянная комиссия по законности и правам граждан, ревизионную комиссию.

Был сформирован совет председателей постоянных комиссий, в состав которого вошли председатель очередной сессии, секретарь областного маслихата. Практика подтвердила необходимость этого совещательного органа в оперативном и коллегиальном решении вопросов, возникающих в период между сессиями. На заседаниях совета рассматривались вопросы своевременной и качественной подготовки вопросов сессии, заседаний постоянных комиссий, активности депутатов при подготовке и обсуждении вопросов, их работа в избирательном округе. Практиковались проведения выездных заседаний.

Если говорить в целом о состоянии социально-экономического развития области в 2003 году, то следует отметить, что в регионе лостигнута положительная динамика реализации отраслевых областных программ развития городов, районов области. Итоги реализации программ свидетельствуют о выполнении заданных параметров в отраслях экономики. Так, промышленными предприятиями области произведено продукции на 350,6 млрд. тенге, индекс физического объёма составил 102,8 %, объём валовой продукции сельского хозяйства – 29,7 млрд. тенге (101 % к уровню 2001 года), инвестиции в основной капитал – 88,1 млрд. тенге (134, 8 %), в местный бюджет поступило 26,2 млрд. тенге.

В соответствии с программой развития реального сектора экономики реанимировано 4 производства (100% к плану), создано 29 новых производств, что 10 больше запланированного показателя.

В области увеличилось поголовье всех видов скота, производство мяса, молока, яиц. Урожайность зерновых составила 8,7 ц/га.

В малом бизнесе количество субъектов малого предпринимательства составило 31 тысяч единиц, или 114,8 % к плану, что больше запланированного на 4 тыс. субъектов. Численность занятых в малом бизнесе – 140 тыс. человек, что выше запланированного на 700 человек. Предприятиями малого бизнеса произведено продукции на 50,6 млрд. тенге, что на 8,1% больше уровня прошлого года. Объём выданных кредитов субъектам малого бизнеса возрос по сравнению с прошлым годом почти в 2,5 раза и составил 17 млрд. тенге. Созданы инфраструктуры: филиалы КГП «Бизнес-инкубатор» в г. Шахтинск, Бухаржырауском, Каркаралинском, Нуринском районах, областной и Бухаржырауский советы предпринимателей.

В соответствии с программой кредиторская задолженность снизилась на 24,1 млрд. тенге: по заработной плате – на 190,4 млн. тенге, по недоимке – на 287,4 млн. тенге, по прочей задолженности – на 23,6 млн. тенге.

В коммунальной сфере своевременно осуществлена подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимнем отопительном сезоне 2003-2004 годов. Подготовлены 8 теплоэлектростанций, 61 котельная, отремонтированы тепловые и водопроводные сети, электроподстанции и линии электропередач. Все объекты жилья и соцкультбыта подготовлены к приёму тепла. Бюджетные организации обеспечены топливом на отопительный сезон.

Во главу угла работы по реализации областных программ развития области были поставлены вопросы борьбы с бедностью и безработицей. Были приняты меры по достижению низкого уровня безработицы. Создано более 21 тыс. рабочих мест, трудоустроено в основных отраслях экономики 35,5 тыс. безработных. Особое внимание было уделено трудоустройству оралманов и молодёжи от 16 до 24 лет. В области внедрено 26 видов оказания негосударственной социальной помощи и охвачено более 85 тысяч человек, выплачено 586 млн. тенге.

Наша область обладает большим культурным потенциалом, уникальными памятниками истории и культуры, ценными музейными и библиотечными коллекциями. Депутатский корпус хорошо понимал, что вопросы развития сферы культуры в те трудные времена считались не менее важными, чем рассмотрение проблем выхода из экономического кризиса или обеспечения населения продовольственными товарами: жизнь заставляет подходить к проблемам культуры со всей ответственностью за судьбы будущих поколений. Это стало приоритетной политикой нашего государства.

Даже в самые сложные годы, когда необходимо было решать неотложные задачи экономического реформирования, депутатский корпус областного представительного органа не оставляли вне поля зрения проблемы сферы культуры. Усиление внимания к сфере культуры не могло не сказаться на качестве, содержании деятельности учреждении культуры. К примеру, в самой разветвленной сети культуры – библиотечной – были найдены и своевременно внедрены новые формы работы, которые позволили значительно расширить круг читателей. Это явилось основанием для Министерства культуры РК объявить нашу область в 2001 году первой библиотечной столицей Казахстана и провести республиканскую конференцию «Библиотека как ресурс духовного обогащения казахстанского общества». По инициативе областных библиотек впервые в республике проведены Форум сельских библиотекарей области, Конгресс в поддержку чтения, интересным проектом стало проведение конкурса и создание библиотечными работниками «энциклопедии села».

В декабре 2004 года на Х сессии областного маслихата от 11.12.2004. утверждена региональная программа «Культурное наследие» на 2005-2007 годы, основной целью которого явилось создание целостной системы изучения культурного наследия нашего многонационального народа, обеспечение историко-культурных и архитектурных памятников, имеющих особое значение для национальной истории. При обсуждении проекта программы депутаты внимательно отнеслись к нуждам учреждений культуры, многие проблемы им известны не понаслышке, да и избиратели при встречах со своим избранниками говорили об этом.

Постоянная комиссия областного маслихата по социально-культурному развитию и социальной защите населения инициировала рассмотрение на XI сессии 17 марте 2005 года вопроса «О состоянии и мерах по улучшению деятельности учреждений культуры и искусства в свете требований Закона РК «О культуре».

В работе депутатов областного маслихата по подготовке вопросов сессии сложилась традиция: проведение большой подготовительной работы, связанное с глубокой проработкой вопроса. Подготовка данного вопроса является показательной. В областных газетах «Орталык Казахстан», «Индустриальная Караганда» публиковались обращения к населению области направлять свои предложения, рекомендации по совершенствованию работы по рассматриваемым вопросам. Как правило, направленные предложения используются в подготовке материалов сессии. Такая методика, как показала практика, оправдала себя.

Сформированные 13 рабочих групп в составе депутатов областного, городских и районных маслихатов, работников департамента культуры в ряде городов и районов ознакомились и проанализировали практику работы учреждений культуры, обменялись мнениями культработников по совершенствованию форм и методов работы. На выездном заседании совета председателей постоянных комиссий в селе Аксу-Аюлы с участием представителей местных представительных и исполнительных органов, общественности депутатские рабочие группы обсудили пути улучшения деятельности очагов культуры, решения имеющихся проблем, связанные с социальной защитой работников культуры и др.

На заседании совета председателей постоянных комиссий депутаты говорили о большом значении культурного наследия прошлого для воспитания молодого поколения в современных условиях, оказания действенной помощи сфере культуры, расширения сети национальных центров досуга, произведении ремонта клубов, об оказании помощи культучреждениям в обеспечении транспортом в организации выступлений самодеятельных коллективов, обратили внимание коллег на разделы программы, касающиеся совершенствования материально-технической базы культучреждений.

Областной маслихат не ограничивался принятием решений, но и отслеживал ход их выполнения. На XXII сессии в июле прошлого года депутаты отметили увеличение сети культурно-досуговых учреждений на 14 обьектов культуры, восстановление и ремонт десятков сельских клубов и домов культуры. Кстати, на очередной сессии будет рассмотрен отчет о реализации в 2006 году региональной программы «Культурное наследие» на 2005-2007 годы.

Депутаты областного маслихата отметили ряд проблем, требующий своего решения в законодательном порядке. Они направили в Парламент и Правительство Республики Казахстан предложения о внесении дополнений и изменений в действующее законодательство. Предложения касались разработки государственных стандартов и нормативно-правовой базы сферы культуры, вопросов закрепления кадров, совершенствования системы оплаты труда, установления льготного исчисления трудового стажа для назначения пенсии по выслуге лет независимо от возраста и т.д.

Ревизионная комиссия тесно сотрудничает с ревизионными комиссиями маслихатов нашей и других областей республики, оказывает им практическую и методическую помощь по вопросам контроля над исполнением местных бюджетов, в деятельности ревизионных комиссии и по различным процессуальным вопросам осуществления контроля. Для членов и председателей ревизионных комиссий городских и районных маслихатов области, с целью повышения уровня контроля за использованием бюджетных средств, ревизионная комиссия провела семинары с участием и выступлением представителей департамента финансов, управления комитета финансового контроля, управления коммунальной собственностью. За 2004 – 2005 годы рассмотрены следующие темы «Об исполнении Закона Республики Казахстан «О контроле над исполнением республиканского и местных бюджетов»; «Об исполнении Закона Республики Казахстан «О государственных закупках»; «О новой бюджетной политике в Республике Казахстан»; «О стандартах государственного финансового контроля, утвержденного постановлением Счетного комитета по контролю над исполнением республиканского бюджета».

По вопросам контроля над местным бюджетом ревизионная комиссия взаимодействовала со Счётным комитетом РК, который провел с участием председателей ревизионных комиссий маслихатов республики заседание «круглого стола», научно - практическую конференцию по темам: «Долгосрочные приоритеты развития системы государственного финансового контроля Казахстана»; «Аудит эффективности: теоретические и практические аспекты внедрения».

По итогам работы конференции с целью дальнейшего развития системы государственного финансового контроля, оказания методической и практической помощи ревизионным комиссиям маслихатов по осуществлению контроля над исполнением местных бюджетов была создана Ассоциация органов внешнего финансового контроля Республики Казахстан, куда вошли председатели ревизионных комиссий маслихатов страны.

По инициативе ревизионной комиссии областного маслихата для работников финансовых служб в Карагандинском институте повышения квалификации и переподготовки государственных служащих и работников образования при акиме области проведён семинар по программе «Бюджетная политика в Республике Казахстан» и по теме «Соблюдение бюджетного законодательства в процессе разработки, формирования и исполнения бюджета области».

Важным для страны событием стало Послание Президента РК Н. А. Назарбаева народу страны «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии». Интерес депутатов областного маслихата к политическому документу вызван тем, что в нём были отражены существенные изменения в сторону улучшения в вопросах экономики, социальной сферы, политики. Областной маслихат и его аппарат в оперативном порядке провели работу по организации изучения, пропаганде и разъяснению положений Послания среди избирателей области. В тот же день текст Послания был растиражирован и разослан депутатам областного маслихата, секретарям городских, районных маслихатов. Им были направлены разработанные рекомендации по методике пропаганды и разъяснения положений политического документа среди населения области, формы отчётности по проведению встреч депутатов маслихатов области всех уровней с избирателями в избирательных округах. 6 марта утвержден План основных мероприятий областного маслихта по изучению, пропаганде и разъяснению Послания, установлен контроль над его реализацией. Проведен семинар-совещание работников аппарата областного маслихата, секретарей городских, районных маслихатов по вопросам организации и проведения изучения Послания активом маслихатов области.

Депутатами областного маслихата, руководителям местных представительных органов области проведено 716 встреч с населением в избирательных округах, трудовых коллективах, учебных заведениях и воинских подразделениях, где присутствовало 47387 человек, из которых выступило 2464 избирателей, высказавших свое отношение к Посланию, со своими рекомендациями, предложениями. Предложения и замечания, поступившие от населения, были проанализированы и обобщены и приняты мероприятия по их реализации.

В разъяснительной работе с избирателями были использованы возможности средств массовой информации. В областной печати и по местному телевидению под рубрикой «Облыстық мәслихатта» депутаты говорили о важности Послания в дальнейшем углублении происходящих реформ в нашем обществе, о роли и месте депутатов представительных органов в пропаганде и реализации Послания.

Особенностью работы депутатов является то, что к подготовке того или иного вопроса сессии они подошли по-новому. В своё время в социальной сфере было допущено немало ошибок. Достаточно вспомнить пресловутую «оптимизацию» в сфере культуры, образования, здравоохранения, физкультуры и спорта. К примеру, при подготовке вопроса очередной сессии по улучшению развития массового спорта на собраниях активов городов и районов совместно с представителями исполнительных органов, работников физической культуры и спорта, образования были вскрыты причины отставания в развитии массовых видов спорта, сообща находилис пути устранения «узких мест» в этой работе. Демонстрация перед докладом на сессии видеосюжета о развитии спорта, причём без прикрас и ретуши, прямой откровенный разговор, принятие решения сессии с конструктивными предложениями и указанием конкретных исполнителей и сроков – всё это сыграло свою роль в реализации данного решения: в ряде городов и районов осуществлён капитальный ремонт спортивных сооружений, созданы уполномоченные органы по физкультуре и спорту, вновь открываются дворовые клубы.

Немаловажную роль в экономическом и социальном развитии региона сыграло рассмотрение на сессиях ежегодных отчётов о выполнении и утверждении программ развития реального сектора экономики, агропродовольственной программы, по снижению кредиторской задолженности, по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, снижения уровня бедности.

Сохранение социальной стабильности, нормальных взаимоотношений между различными группами населения области в значительной мере объясняется согласием между представительными и исполнительными органами, которая зиждется не только на понимании принципа разделения властей, его необходимости, но и на практическом его осуществлении на умение в нужный момент пойти на компромисс и найти согласованное решение, оберегатьавторитет власти, не позволять скомпрометировать её в глазах избирателей.

Словом, областные представительные и исполнительные органы строили свою деятельность на чётком понимании и соблюдении законодательства, а потому каждый занят своим делом, не посягая на полномочия другого и не навязывая свою волю.

В областном маслихате третьего созыва в основном представлены умудрённые жизненным опытом люди. Депутаты областного маслихата трёх созывов избирались в условиях высокой общественной активности граждан и на альтернативной основе. Ядром представительного органа можно назвать многих депутатов, имеющих солидный стаж и опыт депутатской деятельности, в своё время являвшихся депутатами городских и районных представительных органов, областных Советов народных депутатов и маслихата.

За последние годы в Казахстане создана новая законодательная база в области местного государственного управления в целом и маслихатов в частности. Глава государства не раз говорил о повышении авторитета и значимости деятельности маслихатов всех уровней. На состоявшемся в марте 2006 года первом заседании Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ вопрос последовательного разграничения полномочий между центральными и местными исполнительными органами власти, а также местного самоуправления был назван Президентом одним из важных компонентов успешности политического реформировании государства.

В работе исполнительных органов создана чёткая система руководства и вертикального подчинения. В представительных органах такой системы пока нет. Маслихаты действуют в своём большинстве разобщённо. Многие секретари не раз предлагали создать республиканский общественный орган, который бы объединил усилия областных, городских, районных маслихатов в решении социально-экономических и политических задач. Сначала был организован Координационный совет секретарей областных, городских, районных, г. г. Астана, Алматы маслихатов, но он не имел структурных подразделений и потому не мог оказывать реальной помощи депутатам. Поэтому в мае 2005 года в г. Астана на учредительной конференции было создано объединение депутатов маслихатов Казахстана. Был принят устав, избраны бюро Центрального совета (ЦС) и ревизионная комиссия. Председателем ЦС был избран Медиев К.М. В областных центрах созданы филиалы объединения, в городских и районных центрах – представительства.

Многие депутаты через ЦС внесли конкретные предложения по внесению изменений и дополнений в Закон РК «О местном государственном управлении в Республике Казахстан». Было предложено законодательно закрепить работу председателей постоянных комиссий на освобождённой основе. Обсуждение вопросов на их заседаниях проходит с приглашением многих руководителей департаментов и управлений акимата, специалистов отраслей производственной сферы. Работающие на общественных началах председатели постоянных комиссий не могут на должном уровне подготовить материалы в силу своей занятости на основной работе. В целях повышения эффективности работы постоянных комиссий, обеспечения более глубокого, всестороннего и качественного изучения профильных вопросов и проблем при принятии по ним решений, поступило предложения: депутат маслихата, избранный председателем постоянной комиссии, должен быть должностным лицом, работающим на постоянной основе.

Было предложено назначение заместителей акимов, первых руководителей департаментов, управлений и отделов практиковать после обсуждения их кандидатур в профильных постоянных комиссиях маслихатов. В действующем законодательстве недостаточно оговорены «иммунитет» и статус «депутата маслихата», из-за чего депутаты Парламента и маслихатов находятся в неодинаковых условиях. Депутаты работают на неосвобожденной основе, совмещая её с выполнением трудовых или служебных обязанностей по месту основной работы. Действующее законодательство практически не несет в себе норм, которые контролировали бы работу самих местных представительных органов и их депутатов, что позволяет депутатам, как говорится, «продержаться» в маслихате весь созыв.

Представительный характер маслихата тесно связан с их количественным составом. Успех их работы во многом зависит от численности депутатского корпуса. Маслихат должен быть достаточно многочисленным, чтобы качественно выполнять возложенные на него функции. Вместе с тем он не должен быть громоздким, чтобы не утратить своей работоспособности. К числу обьективных факторов, определяющих оптимальный численный состав представительного органа, относят размер территории и количество населения, проживающего на этой территории. Поэтому были предложены увеличить количество депутатов областных маслихатов, маслихатов г.г. Астаны и Алматы до 70-ти, городских маслихатов до 50-ти и районных маслихатов до 40 человек.

Существует практика, когда на сессиях депутаты председательствуют поочередно, и принятые решения подписываются ими. Выборная должность руководителя маслихата называется «секретарь», а не «председатель», хотя именно он, а не председательствующий депутат, несет ответственность за реализацию решений. В таком подходе принижается его роль как руководителя, некоторые обязанности искусственно передаются депутатам. Поэтому было предложено в целях повышения роли и ответственности маслихатов ввести должность председателя маслихата, действующего на постоянной основе, с упразднением должности секретаря маслихата и председателя сессии маслихата. Председателю маслихата предоставить все полномочия секретаря маслихата и председателя сессии маслихата.

Для усиления связи депутатов с избирателями поступали предложения восстановить обязанность их отчета перед избирателями и право избирателей на отзыв депутатов. В этой связи рекомендовано ввести институт наказов избирателей, включить обязательность исполнения и регулярную отчетность перед населением своего округа, введения нормы об отзыве депутатов, что позволит повысить ответственность депутатов в выполнении своего представительского долга перед избирателями.

2007 год стал переломным моментом в общественно-политической жизни нашего государства. Изменения, предложенные Президентом, очень серьезные. Можно с уверенностью сказать, что идеи Послания Главы государства народу Казахстана находят конкретное воплощение в жизнь. Подписанный 21 мая 2007 года Главой государства закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию страны – это мощный шаг в развитии государства. По значимости его можно было бы поставить наравне с обретением нашей республикой независимости.

Повышение роли местных представительных органов страны, возложение на маслихаты серьезных полномочий по решению сложных задач местного самоуправления способствовали маслихатам стать основой местного самоуправления. Изменения в Конституции позволят сельским акимам наряду с выполнением государственных функций легитимно решать задачи местного самоуправления. Сохранению стабильности власти на местах будет способствовать определение срока полномочий местных представительных органов до пяти лет.

Законом также предусмотрено назначение акимов областей и городов местного значения и столицы с согласия соответствующих маслихатов. По инициативе не менее одной пятой от общего числа депутатов маслихата может быть поставлен вопрос о выражении вотума недоверия акиму. В этом случае маслихат большинством голосов от общего числа его депутатов вправе выразить недоверие акиму и поставить вопрос о его освобождении от должности соответственно перед Президентом Республики либо вышестоящим акимом. Полномочия, которыми будут дополнительно наделены маслихаты, должны принести и принесут положительные тенденции в жизни каждого региона.

Усиливается роль Парламента, политических партий и его фракций, расширяются полномочия Парламента. Неоднократно поднимался вопрос об усилении роли представительных органов – маслихатов в политической жизни страны, представлению таких полномочий, при которых депутаты действительно смогли бы выражать волю избирателей, влиять на исполнительную власть. Это произошло.

В целях совершенствования деятельности областного маслихата проведены семинары по темам «О санитарно–эпидемиологической ситуации в области в свете требований Закона РК «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (16.03. 2005 г.); «О практике подготовки, принятия и направления на государственную регистрацию нормативных правовых актов» (18.08.2005 г.); «О нормативно–правовой базе и состоянии работы по социальной защите населения области» (21.09.2005 г.).

Вопросы профессионального контроля над исполнением местного бюджета являются очень важными для областного представительного органа, поэтому совместно со Счетным комитетом РК ревизионная комиссия областного маслихата принимала участие по разработке предложений в части повышения роли ревизионных комиссий маслихатов.

Конституционная реформа требует не только изменений в законы и подзаконных нормативных правовых актов, но и повышения политической и правовой культуры населения, что будет способствовать дальнейшему поступательному развитию в сторону более полного наполнения демократии реальным содержанием. Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам местного государственного управления» от 11 мая 2004 года повысил роль и авторитет местных представительных органов. В компетенцию маслихатов вошли вопросы утверждения бюджетных программ, реализуемых исполнительными органами, утверждение ставок за загрязнение окружающей среды, за лесные пользования, за использование особо охраняемых природных территорий.

Аппарат областного маслихата располагает методическим кабинетом, специальной методической литературой, подшивками журналов и газет, справочным материалом и др. Каждый ответработник снабжён оргтехникой. В целях повышения своего профессионального мастерства работники аппарата проходят регулярную аттестацию госслужащего, направляются на курсы повышения квалификации госслужащего. Всё это позволило работникам аппарата проводить эффективную работу по совершенствованию форм и методов оказания помощи депутатам в выполнении депутатских полномочий и повышении их активности. Стало традицией заблаговременная (за 20-25 дней до сессии) рассылка депутатам материалов сессий, изготовленных типографским способом, что даёт им возможность детально и полнее изучить представленные документы и основательно подготовиться к заседаниям постоянных комиссий и сессий.

Деятельность областного маслихата активно освещалась в средствах массовой информации: В областных газетах «Орталык Казахстан», «Индустриальная Караганда» и местном телевидении открыта постоянно действующая рубрика «Облыстық мәслихатта», где регулярно освещаются и публикуются тексты докладов и выступлений участников сессий, принятые решения постановления, отчеты о заседаниях постоянных комиссий, Совета председателей постоянных комиссий, других депутатских формирований (временных депутатских комиссий, рабочих групп и др.), выступления депутатов. Налажено тесное взаимодействие аппарата областного маслихата с журналистами. Сотрудники газет принимают участие в работе сессий, заседаниях постоянных комиссий, оперативно выпускают материалы на полосы газет и в эфир.

В апреле 2007 года областной маслихат открыл в Интернете свой сайт, электронную почту, что позволило более оперативно информировать посетителей сайта о деятельности депутатского корпуса путём размещения информационно-справочных материалов, перечень вопросов, вносимых на рассмотрение сессий, постоянных комиссий, принятых нормативно-правовых актов маслихата. Заблаговременно депутатам по электронной почте направляются материалы очередной сессии, заседания постоянной комиссии.


Областной маслихат IV cозыва (2007-2011г.г.).


Практической реализацией конституционной реформы явились состоявшиеся 18 августа 2007 года выборы депутатов маслихатов четвертого созыва. Выборы еще раз подтвердили идею Главы государства о том, что «главную роль в этом процессе должны играть политические партии», что «укрепление партийных механизмов будет способствовать становлению современного гражданского общества, широкому вовлечению населения в общественные процессы». В депутатский корпус области вошли в основном люди, умудренные жизненным опытом.

Состав депутатов областного маслихата четвёртого созыва формировался в условиях высокой общественной активности граждан и на альтернативной основе. Ядром представительного органа можно назвать депутатов, имеющих солидный стаж и опыт депутатской деятельности, в свое время являвшихся депутатами областного, городских, районных советов народных депутатов и маслихатов.

Выборы депутатов Карагандинского областного маслихата IV cозыва состоялись 18 августа 2007 года. Избрано 42 депутата, в т.ч. 37 мужчин, 5 женщин, казахов - 27, русских – 12, других – 3, до 45 лет – 7, до 55 лет – 17, до 60 лет –10, до 65 лет – 6, свыше 65 лет – 2, высшее – 39 депутатов, со средним специальным образованием 3 человека. Из 42 депутатов – 21 являлись депутатами прошлого созыва. Секретарем областного маслихата избран депутат Жумабеков Бейсембай Куанышевич. Имея определенный опыт работы в государственных структурах области, он умело направлял деятельность депутатского корпуса на удовлетворение запросов и потребностей избирателей, в постановке и решении депутатами задач жизнеобеспечения, совершенствования социальной сферы.

Состоявшиеся выборы стали практической реализацией конституционной реформы по формированию президентско-парламентской республики. Переход к пропорциональной системе выборов нижней палаты Законодательного органа страны вместе с расширением полномочий Парламента является создание механизма участия народа в управлении страной через политические партии. Апробирование нынешней системы выборов повысила роль и ответственность политических партий за происходящие внутри государства социально-экономические и общественно-политические процессы.

На выборах убедительную поддержку избирателей получила НДП «Нур Отан». Из 42 избранных депутатов 40 являются членами партии. Создана депутатская фракция областного маслихата. которая во главу угла своей деятельности ставила задачу выполнить свой долг перед избирателями, качественно реализовать программу партии, взятые на себя обязанности. Был сделан свод предвыборных обязательств депутатов для дальнейшего контроля над их исполнением.

Областной маслихат осуществляет свою деятельность через деятельность постоянных комиссий. Четыре постоянных и ревизионная комиссии осуществляют свою деятельность в соответствии с перспективными и текущими планами работы областного маслихата по вопросам, относящимся к их компетенции. Планы работы постоянных комиссий утверждаются на их заседаниях и принимаются на каждое полугодие.

Члены постоянной комиссии по законности и правам граждан своей главной задачей ставили задачу постоянного совершенствования работы по соблюдению нормативно-правовой базы в деятельности государственных органов управления области. С начала созыва постоянная комиссия провела 21 заседание, на которых рассмотрено 37 основных и 77 иных вопросов, связанных с защитой прав граждан, соблюдением законности и правопорядка в регионе, с контролем над исполнением регламента областного маслихата и принятых на его сессиях решений. Помимо этого члены комиссии принимали участие в разработке, юридической экспертизе и процедурной подготовке всех решений, принимаемых областным маслихатом, включая нормативные акты организационного характера.

В порядке контроля постоянная комиссия по законности и правам человека рассмотрела вопрос о ходе реализации региональной программы обеспечения безопасности дорожного движения в области на 2007-2009 годы. Депутаты отметили необходимость усиления профилактической работы с населением, особенно в дошкольных и школах учебных заведениях области, призвали депутатов активнее принять участие в этой работе. Всё это позволило остановить рост аварийности и снизить количество погибших при ДДП.

В ходе подготовки сессионных вопросов членами постоянной комиссии регулярно вносились поправки и дополнения юридического, редакционного характера, находившие впоследствии отражение в окончательном варианте принимаемых решений сессий. Абсолютное большинство членов постоянной комиссии активно участвует в её работе, добросовестно относится к исполнению своих обязанностей.

С начала созыва постоянная комиссия по социально-культурному развитию и социальной защите населения рассматривала вопросы развития и финансирования социальной сферы региона, контроля над исполнением решений сессий, рассмотрения писем и обращений граждан, других проблем. Члены постоянной комиссии вносили на рассмотрение сессий конструктивные предложения в ходе обсуждения проектов областного бюджета, его исполнения, индикативного плана социально-экономического развития и отраслевых программ развития региона.

При подготовке и рассмотрении на заседаниях постоянной комиссии и сессиях вопросов о ходе реализации региональных программ, относящихся к компетенции постоянной комиссии, её члены были распределены за конкретными программами и осуществили анализ хода их выполнения, внесли конструктивные предложения на заседаниях постоянной комиссии и сессии. Постоянной комиссией совместно с отделами областного акимата и администраторами программ внесено на рассмотрение сессий маслихата 26 вопросов социальной направленности. Среди них: о состоянии и мерах по улучшению медицинского обслуживания населения области, о внесении изменений в программу по капитальному ремонту и материально-техническому оснащению объектов здравоохранения области на 2003-2005 годы и программу занятости населения области на 2006-2007 годы, об утверждении региональных программ: «Культурное наследие» на 2008-2010 годы, «Молодежь Карагандинской области на 2008-2010 годы», реформирования и развития здравоохранения на 2008-2010 годы, о развитии физической культуры и спорта в области на 2008-2011 годы.

В результате проводимой работы по выполнению задач, обозначенных в Посланиях Президента, значительно увеличилось финансирование из областного, городских и районных бюджетов социальной сферы, обеспечен рост сети учреждений образования, здравоохранения, культуры и искусства, социального обеспечения, проводится целенаправленная работа по улучшению материально-технической базы организаций социально-культурного назначения, особенно на селе. Выделяются денежные средства на капитальный и текущий ремонт объектов социальной сферы, принимаются меры по их укомплектованию квалифицированными кадрами. Всё это создало предпосылки для обеспечения депутатского контроля над выполнением задач совершенствования социальной сферы области, над рачительным использованием бюджетных средств.

При подготовке материалов сессий как основной формы деятельности областного маслихата была продолжена практика изучения рабочими группами на местах общественно значимых вопросов в составе депутатов областного маслихата, секретарей и депутатов горраймаслихатов, специалистов. Итоги работы рабочих групп рассматриваются на заседаниях постоянных и рабочих комиссий, рабочих групп с участием руководителей представительных и исполнительных органов городов и районов, областных департаментов, управлений, отделов, секретарей и депутатов горраймаслихатов.

В областных газетах были помещены обращения к населению области с просьбой направлять свои пре­дложения, замечания по намеченным к рассмотрению на сессиях вопросов. Поступившие пре­дложения были использованы при доработке материалов сессий. Были использованы материалы СМИ, касающиеся работы медицинских учреждений и организаций. Обобщенные материалы рассмотрены на четырёх заседаниях рабочих групп, двух заседаниях постоянных комиссий, на заседании «круглого стола», а затем и на совместном заседании постоянных комиссий областного маслихата. Постоянная комиссия в результате анализа накопленных и обобщенных материалов обозначила имеющиеся в сфере здравоохранения проблемы, рекомендоваала выработанные ею мероприятия по улучшению медицинского обслуживания.

На заседании постоянной комиссии по промышленности, строительству, транспорту, коммунальному хозяйству, экологии и аграрным вопросам депутаты рассмотрели вопрос «О ходе выполнения программы «Питьевые воды» на 2002-2010 годы по Карагандинской области, утвержденной решением XXVI сессии областного маслихата от 10.07.2003 года». Члены постоянной комиссии предложили ежегодно выделять бюджетные средства в необходимом объеме по заявке управления энергетики и коммунального хозяйства области на разработку ТЭО и ПСД по объектам водоснабжения, управлению государственного архитектурно-строительного контроля области взять на контроль ход выполнения качества строительно-монтажных работ на объектах водоснабжения. От членов постоянной комиссии поступило предложение данный вопрос внести на рассмотрение сессии областного маслихата.

По предложению постоянной комиссии в период подготовки к очередной сессии на заседаниях отраслевых постоянных комиссий были рассмотрены отчёты о ходе реализации действующих и об итогах выполнения завершённых программ развития области с последующим их рассмотрением на V сессии 27 марта 2008 года.

Проведено совместное заседание постоянной комиссии и депутатских рабочих групп по подготовке вопроса XV сессии областного маслихата «О ходе выполнения региональной программы устойчивого развития агропромышленного комплекса Карагандинской области на 2006-2010 годы». На первом заседании рабочих групп было проанализировно состояние работы по эффективному выполнению программы, отмечены недостатки в этой работе, моменты, на которые надо обратить внимание. Выписки из протокола заседания направлены соответсвующим областным организациям.

Накануне сессии по обсуждению данного вопроса для депутатов областного маслихата состоялась презентация инвестиционных проектов по созданию продовольственного пояса вокруг г. Караганды, которые предусматривают меры по значительному подьему уровня развития сельского хозяйства, строительство обьектов АПК по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции.

Работа посто­янной комиссии по бюджету и финансам строилась в тесном взаимодействии с депутатами других постоянных комиссий, ревизионной комиссией областного масли­хата, иными временными и рабочими комиссиями. Главное внимание постоянной комиссии было сосредоточено вопросам формирования областных бюджетов на финансовые годы, их исполнения, реализацию планов и программ развития области, финансируемых из областного бюджета.

Областной бюджет за последние годы значительно увеличился и носит социально-ориентированный характер. К примеру, областной бюджет 2009 года в сравнении с бюджетом 2007 года возрос на 66% и составляет свыше 108 млрд.тенге. Основная доля бюджета на 2009 год – это расходы, направленные на социальную сферу, которые составляют более 58 млрд.тенге или 63 процента от общего объема бюджета (без учета субвенций по районам и городам).

С начала созыва постоянная комиссия приняла участие в подготовке вопросов 10 внеочередных сессий областного маслихата по внесению изменений и дополнений в областной бюджет 2007-2009 годов.

Говоря о результатах исполнения областного бюджета на 2008 год на сессии, необходимо отметила, что в результате внесения ряда изменений и корректировк областной бюджет значительно увеличился и что основные затраты были направлены, в первую очередь, на образование, здравоохранение, водообеспечение, строительство жилья. Далее она отметила, что эффективность использования средств по бюджетным программам на 14,6 % выше, чем в 2007 году. Ревизионной комиссией на 30 объектах были выявлены финансовые нарушения на 23,6 млн.тенге больше, чем годом ранее. Правда, случаев использования средств из областного бюджета не по назначению не выявилось, зато имели место факты их необоснованного и не эффективного использования по здравоохранению, образованиию и спорту. К дисциплинарной ответственносчти были привлечены 15 человек.

На первой организационной сессии был утверждён состав депутатской фракции НДП «Нур Отан». Основными направлениями деятельности депутатской фракции стали разработка и утверждение региональной программы по реализации Предвыборной платформы партии; участие в работе общественных приёмных филиалов НДП «Нур Отан»; участие в отчетах акимов перед маслихатом и населением; мониторинг решения проблем и выполнения обещаний, высказанных в ходе отчетов; общественный контроль над реализацией в регионе социальных программ и программ, связанных с диверсификацией экономики и инновационным развитием; выработка и реализация механизма включения предложений партии в региональные программы социально-экономического развития; встречи и отчеты перед избирателями; мониторинг реализации партийных и государственных программ.

Осенью 2007 года в г. Караганде проведено совещание депутатов маслихатов всех уровней - членов НДП «Нур Отан», руководителей филиалов партии «Нур Отан» по обсуждению путей реализации положений Предвыборной платформы НДП «Нур Отан», роли и места партии, ее актива в новых условиях поствыборного политического доминирования. исполнительными органами.

Члены депутатской фракции приняли непосредственное участие в мероприятиях Республиканского сетевого графика. Это способствовало установлению партнерства структурных подразделений партии с НПО. Так, в первом полугодии 2008 года с участием членов депутатской фракции проведены: торжественное открытие школы в г. Абае с государственным языком обучения и акция «Новые рабочие места», конкурс вокалистов "Жас канат" в г. Сарани, конкурс агитбригад по профилактике наркомании и конкурс молодых исполнителей "Новая волна" в г. Темиртау, заседания «круглых столов» на темы «Малые города: проблемы и перспективы» в г. Приозерске, «Достойное жилье для простых граждан» в г. Сатпаеве и экологическая акция МК «Жас Отан» по благоустройству и очистке Центрального парка отдыха в г. Жезказгане, научно-практическая конференция «Политическая модернизация Казахстана», посвященная 45-летию г. Каражал, военно-патриотический конкурс среди молодежи призывного возраста «Жауынгер - 2008» в Шетском районе, акция среди дворовых клубов, посвященная пропаганде ЗОЖ среди молодежи в г. Балхаше, конференция по актуальным проблемам экологии и мерам их практического решения и вечер памяти павших в стенах сталинских лагерей «Страницы нашей истории: Карлаг» в г. Караганде.

Депутатская фракция провела цикл мероприятий по обсуждению и разъяснению Послания Главы государства народу Казахстана. В рамках взаимодействия со СМИ в соответствии с медийной стратегией партии на страницах газет регулярно публикуется информация о проделанной работе, планах, об итогах встреч с избирателями с целью пропаганды положительных примеров решения партией и депутатским корпусом конкретных проблем населения.

Депутатская фракция областного маслихата приняла активное участие по сбору денежных средств в рамках республиканского благотворительного телемарафона «Помоги ближнему!», приложила свои усилия по организации визита Лидера партии Н. А. Назарбаева в г. Г. Темиртау и Караганда в рамках празднования 10-летия Астаны.

Налажен тесный контакт с молодежным крылом партии «Жас Отан», в результате чего проведён ряд мероприятий с участием молодежи и молодежных организаций области. Стало хорошей традицией, совместно с депутатами Мажилиса Парламента РК, посещать воинские части, дислоцирующиеся на территории области. Члены депутатской фракции приняли участие в университетской студенческой конференции «Задачи студенческой молодежи по реализации решений I съезда молодежного крыла партии «Жас Отан». Участники конференции приняли обращение студенческой молодежи к Президенту Республики Казахстан с обещанием приложить все силы в помощь деятельности НДП «Нур Отан» в сфере молодежной политики. В июле того же года члены депутатской фракции приняли участие в первой конференции молодежного крыла «Жас Отан» областного филиала партии.

Стабильное развитие экономики области положительно отразилось на проведении активной политики в сфере социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения: 133 человека имеют доходы ниже черты бедности, численность малообеспеченных граждан сократилось на 20%, уровень бедности - с 1,6% до 1,3%.

Укрепляется материально-техническая база организаций образования. В 108 школах области (19%) имеются современные кабинеты физики, 128 мультимедийных кабинетов, 116 интерактивных досок. На 1 компьютер приходится 11,9 человек при республиканском показателе 21, а 36% школ области имеют доступ к широкополосному Интернету, продолжается создание образовательного портала и единой телекоммуникационной сети образования. С учетом анализа рынка труда начата подготовка по новым специальностям в организациях технического и профессионального образования.

Вопросы перехода на современные принципы и стандарты в организациях сферы здравоохранения качество оказания медицинских услуг находят свое отражение в ежегодных Посланиях Президента народу Казахстана. В настоящее время ведется капитальный ремонт в семи медицинских организациях, на это в текущем году выделено более 800 млн. тенге. Планируется сдача этих объектов к началу отопительного сезона «под ключ» с полным материально-техническим оснащением.

Ведется работа по реализации региональной программы «Культурное наследие» на 2008-2010 гг. Определены исполнители по договорам на выполнение археологических работ, начаты работы на могильниках Майкудук, Дария, Тегизжол, Нуркен и Бектауата. Ведутся реставрационные работы на объектах КарЛага, школе Байтурсынова. Осуществляются работы по капитальному ремонту цирка, Дворца культуры горняков, Жезказганского музыкально-драматического театра им. С. Кожамкулова, Дома культуры г. Абай. Завершается строительство здания казахского театра им. С. Сейфуллина.

Органами исполнительной власти проводится целенаправленная работа по дальнейшему совершенствованию материальной базы физической культуры и спорта: осуществляется работа по строительству и реконструкции плавательного бассейна, Центра подготовки олимпийского резерва, областной школы плавания; врачебно-физкультурного диспансера, реконструкции стадиона «Шахтер».

В ходе рабочей поездки в область 30 января 2007 г. Премьер-Министром РК Масимовым К.К. дано поручение о строительстве Карагандинской ТЭЦ-4 мощностью 660 МВт электрической и 1400 Гкал/час тепловой энергии. Институтом «Павлодарэнергопроект» завершена разработка технико-экономического обоснования строительства ТЭЦ-4. В настоящее время ТЭО проходит государственную экспертизу. Ввод станции в эксплуатацию ликвидирует энергодефицит и позволит реализовать ряд энергоемких прорывных проектов.

На XV сессии областного маслихата в марте 2009 г. был рассмотрен и утверждён План мероприятий по стабилизации экономики и финансовой системы Карагандинской области на 2009-2010 годы. Планом предусмотрен, прежде всего, постоянный анализ динамики поступлений в республиканский и местный бюджеты, производства и занятости в разрезе отраслей и крупных предприятий, мониторинг обращений за социальными выплатами по потере работы. Предусмотрены меры по осуществлению контроля над исполнением заключённых меморандумов о взаимном сотрудничестве, обеспечению эффективного развития малого и среднего бизнеса, агропромышленного комплекса, реализацией инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов. Намечены конкретные меры по обеспечению занятости и поддержки социально уязвимых слоёв населения, оказанию содействия в трудоустройстве безработных и лиц, нуждающихся в трудоустройстве.

Для реализации Дорожной карты из республиканского бюджета области было выделено 11,5 млрд. тенге, из областного бюджета – 1,7 млрд. тенге. Эти средства были распределены по трём направлениям: создание социальных рабочих мест, преимущественно для выпускников учебных заведений и оралманов; организация молодёжной практики; трудоустройство людей, попавших под сокращение. Первые результаты работы по выполнению Дорожной карты свидетельствуют о том, что намеченная программа будет реализована своевременно и качественно.

Проведены семинары по обсуждению вопросов: «Особенности применения Закона РК «О государственных закупках в Республике Казахстан», «О системе электронных государственных закупок», «Контроль в сфере проведения государственных закупок», «О ходе реализации плана мероприятий по исполнению Плана действий Правительства РК на 2009 год по реализации Послания Главы Государства народу Казахстана от 6 марта 2009 года «Через кризис к обновлению и развитию» Темой обсуждения на семинарах послужило принятие нового Бюджетного кодекса и нового Налогового Кодекса Республики Казахстан. В ходе обсуждения активное участие приняли члены фракции призвали коллег внимательно изучить принятые документы.

По инициативе ревизионной комиссии областного маслихата в Улытауском районе состоялся выездной семинар председателей ревизионных комиссий горраймаслихатов области на тему: «О дальнейшем развитии внешнего контроля на местном уровне».

В практику работы областного маслихата вошла система проведения заседаний «круглого стола» по предложенной членами фракции тематике. По просьбе членов фракции одно из заседаний «круглых столов» был посвящён такому важному инструменту в их работе, как депутатский запрос.

Депутатская фракция выстроила определённую систему изучения и формирования общественного мнения вокруг молодёжной политики, укрепления взаимоотношений и взаимодействия с НПО, анализу их роли в решении многих социальных задач и проблем. Налажены деловые контакты с молодёжным крылом «Жас Отан», Молодёжным Парламентом, областным Центром молодёжных инициатив. Представители этих организаций постоянно приглашаются на заседания сессий. Очередное заседание «круглого стола» было посвящено теме «О путях реализации Закона РК «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан». Темой одного из заседаний «круглого стола» стала проблема формирования здорового образа жизни. Проведены заседания «круглого стола» по формированию корпоративного имиджа маслихата, о роли маслихатов, партий, НПО в развитии гражданского общества.

Стало нормой ежеквартальное проведение передачи по «прямому» эфиру местного телевидения. «Депутатские часы» были посвящены вопросам формирования и социальной направленности областного бюджета, проблемам развития агропромышленноного сектора, обеспечения региона питьевой водой, хода выполнения программ развития области, о работе областного представительного органа. На местном телевидении открыта рубрика «Облыстық мәслихатта» («В областном маслихате»), посредством которой депутаты регулярно информируют избирателей о своей работе, отвечают на волнующие телезрителей вопросы.

В целях информированности населения области и обеспечения связи с избирателями областной маслихат активно использует возможности СМИ: материалы сессий (доклады, содоклады, выступления, решения сессий), информационные сообщения о проведенных заседаниях постоянных и ревизионной комиссий регулярно публикуются в областных газетах. С начала созыва в областных газетах опубликовано более 80 статей депутатов и материалов, повествующих об опыте работы народных избранников.

Должное внимание депутаты уделяют работе с избирателями. К своим избранникам они обращаются с вопросами коммунального и медицинского обслуживания, благоустройства жилых массивов, ремонта дорог, социального обеспечения и трудоустройства, ремонту объектов сферы медицины, культуры, образования и спорта и др. Депутаты приняли участие в широкомасштабной акции «День открытых дверей», посвященной 10-летию партии «Нур Отан». Депутатами были даны исчерпывающие ответы на многочисленные вопросы граждан.

В период подготовки вопросов для рассмотрения на сессиях депутаты–нуротановцы проводят приёмы граждан в избирательных округах, в общественных приемных городских, районных филиалов партии, что является существенной прибавкой к их работе в части реализации предвыборной платформы.

На заседаниях президиума депутатской фракции депутаты-нурота-новцы. отчитывались о своей работе по приёму граждан в общественной приёмной. В целях оперативного и результативного решения просьб избирателей предложили практиковать приглашения на приём граждан руководителей исполнительных, правоохранительных органов.

Областной маслихат 4-го созыва работал в тесном контакте с аппаратом акима области, руководителями областных управлений, департаментов. Ряд депутатов были представлены и работали в составе консультативно- совещательных органов при акимате области.

Группа депутатов мажилиса (Рогалев В.П., Сабильянов Н. и др.) обратилась к Главе государства, в котором попросила досрочно прекратить полномочия депутатов палаты и назначить досрочные парламентские выборы. 16 ноября 2012 года издан Указ Президента РК Н.А. Назарбаева «О роспуске Мажилиса Парламента Республики Казахстан четвертого созыва и назначении внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан» за № 175.

16 ноября 2011 года Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан приняла Постановление № 61/105 «О назначении очередных выборов депутатов маслихатов Республики Казахстан и утверждении Календарного плана основных мероприятий по проведению очередных выборов депутатов маслихатов Республики Казахстан».

Исходя из этого, 15 января 2012 года состоялись выборы депутатов Карагандинского областного маслихата 5-го созыва...

Уважаемые посетители сайта!

Я рад приветствовать Вас на официальном веб-сайте Карагандинского областного маслихата!

  • Фотогалерея
  • Общественный совет

Статистика посетителей

  • 1151за неделю
  • 613за сутки
  • 13сейчас на сайте

Мы в Твиттере

Голосование

  • Новости
  • Cессии
  • Решения
РЕШЕНИЕ председателя XIII сессии 18.03.2013

РЕШЕНИЕ председателя XIII сессии Карагандинского областного маслихатаса

Первое место 21.03.2013 11:14:00

В 2012 году школьники поселка Шашубай Карагандинской области заняли первое место в конкурсе «20 лет распада Советского Союза, 20 лет падения Берлинской стены».

XIII сессия областного маслихата 28.03.2013 13:54:00

28 марта 2013 года в здании областного акимата под председательством депутата областного маслихата Бижановой Г. К. состоялась очередная XIII сессия областного маслихата.

Внеочередная XV cессия областного маслихата 06.06.2013

5 июня 2013 года в здании областного акимата состоялась внеочередная XV сессия областного маслихата.

2017 год

Перечень решений сессий Карагандинского Областного Маслихата 6 Созыва (2017 Г.Г.)

2016 год

Перечень решений сессий Карагандинского Областного Маслихата 5 Созыва (2016 Г.Г.)

2015 год

Перечень решений сессий Карагандинского Областного Маслихата 5 Созыва (2015 Г.Г.)

akorda.kz

Официальный сайт Президента РК

government.kz

Официальный сайт Правительства РК

parlam.kz

Официальный сайт Парламента РК

karaganda-region.kz

Сайт акимата Карагандинской области